Андрагогика

Сначала немного поговорим о том: что же, все таки, представляет из себя Андрагогика — как наука?

Возьмем одно из определений Андрагогики с сайта Академический словарь:

Определение андрагогики - как науки
Перейти на сайт

Здесь же Вы можете посмотреть еще 10 определений Андрагогики по другим словарям, а также ссылки на учебную литературу.

Теперь посмотрим как трактуется это понятие в более широком смысле, на сайте Центра дополнительного образования ЭЛИТАРИУМ:

Андрагогика в широком смысле

Там же я позаимствовал и основные принципы андрагогики, хотя они практически без существенных изменений переносятся из одного источника в другой.

Принципы андрагогики:

  1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения.
  2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения
  3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта
  4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний
  5. Принцип индивидуального подхода к обучению
  6. Принцип элективности обучения
  7. Принцип рефлективности.
  8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося.
  9. Принцип системности обучения.
  10. Принцип актуализации результатов обучения
  11. Принцип развития обучающегося.

А теперь давайте посмотрим с несколько иных позиций.

Андрагогика, — как наука получила свое развитие примерно в середине прошлого века, но по настоящее время она не получила должного развития на практике. До сих пор многие преподаватели «взрослых школ» Российской провинции (колледжей, да что греха таить и ВУЗов тоже), используют в процессе преподавания педагогические подходы.

Нет, я не отрицаю, что и у нас существуют  другие учебные заведения и преподаватели, которые  используют и придерживаются андрагогических принципов.

Но давайте посмотрим правде в глаза: интенсивное развитие информационных технологий, сети Интернет, всевозможных гаджетов уже существенно влияет на организацию учебного процесса, как детей, так и взрослого населения. Все большие обороты набирают всевозможные системы дистанционного и самостоятельного обучения.

Чему и как учить в XXI веке?

Если мы вернемся к принципам андрагогики, внимательно перечитаем их, то можем заметить, что некоторые из них становятся более значимыми, а некоторые теряют свой вес.

Если наша традиционная образовательная модель была настроена на обучение в группах примерно одного уровня знаний и навыков, то в последние годы благодаря развитию тех же IT-систем, разница в подготовке даже одновозрастных специалистов значительно увеличивается. Особенно четко это прослеживается именно при обучении взрослого населения.

И вот, на фоне этих противоречий и все более развивающегося электронного обучения,  в начале этого тысячелетия появляется новый термин: «хьютагогика».

Образование для сложного общества

Пока я еще не слышал о развитии хьютагогики, как отдельной науки. Даже наоборот это направление чаще считается продолжением андрагогики, но все же оно, по-моему, потребует пересмотреть некоторые позиции прародительницы.

У меня такое ощущение, что мы еще не раз вернемся к этому термину: возможно, в заметках, возможно материал будет дописан на этой странице. Если кому-то интересно – следите за публикациями.

«Мрачное будущее» образования.

А пока, в завершение этой статьи, я хочу привести пару цитат с серьезного форума о туманном будущем нашего образования.

Из вступительной статьи к докладу Global Education Futures, кандидата экономических наук, генерального директора корпорации «Российский учебник» Александра Брычкина:

«В наше время глобальные изменения происходят настолько стремительно, что сложно предугадать, какими знаниями, навыками и компетенциями должны будут обладать сегодняшние первоклассники на выходе из школы. Зачем и чему учить человека в современном, сложном мире? Что такое навыки XXI века? Как выстроить индивидуальные образовательные траектории?»

Перейти на сайт

Из материалов Global Education Futures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации»:

Сумеют ли эксперты как представители разных наук отыскать «нить Ариадны», которая позволит выбраться из лабиринта таких эволюционных вызовов современности как вызовы неопределенности, сложности и разнообразия изменяющегося мира, не растеряв при этом «человеческое в человеке»?

Пожалуй, на этом вопросе, я пока остановлюсь. Но, как я сказал выше, мы еще вернемся с Вами к этой теме.

С уважением, П.В.Дергунов.

Скачать книгу: Работа с подсознанием
https://bit.ly/2KrYffA