Достучаться до сознания, или – опять андрагогика!

В практике моего преподавания в центре подготовки кадров крупного промышленного предприятия, не часто, но иногда случалось такое, что в течение 5-10 минут после начала занятий, мне никак не удавалось заинтересовать группу. А я всегда считал, что если слушатели не осознали необходимости данного материала для продолжения их профессиональной деятельности, то – занятия прошли впустую.

Фотография с занятий в Центре подготовки кадров.

Обучение, а вернее даже переобучение, в большинстве случаев было плановым, обязательным, и рабочие в возрасте от 25-ти до 60-ти шли на эти занятия, мягко сказать без особого энтузиазма. Одним из основных принципов андрагогики является принцип обучения на основании имеющегося опыта. Вполне естественно, что проработавшие на предприятии 20-30 лет, считают,  что они уже все знают лучше любого преподавателя.

Хотя многими исследованиями уже неоднократно доказано, что в течение года многие не часто используемые знания, в особенности, числовые значения постепенно стираются из памяти. А на химическом предприятии, использующем давления до 100 атмосфер и температуры в несколько тысяч градусов, даже незначительные пробелы в знаниях чреваты катастрофическими последствиями. Причем не только для производства, но — это еще и угроза жизни работников самого предприятия, а зачастую, еще и угроза жизни людей близлежащих жилых объектов. Однако, подобные аргументы, как правило, не имели должного эффекта.

В таких случаях я чаще всего использовал два андрагогических приема:

Первый: перевести слушателей со ступени «неосознанного незнания» на ступень «осознанного незнания» и, пожалуй, это самое сложное, т.к. наш Центр подготовки кадров обучал рабочих более чем по 40 профессиям (и это не считая повышения квалификации до 6-7 разрядов). В общем, приходилось к обучению групп по каждой профессии подготовить несколько примеров из их практической деятельности, наглядно иллюстрирующих к чему могут привести их «маленькие» пробелы в знаниях, причем примеры должны быть основаны на том, что они чаще всего забывают.

Учитывая то, что в Центре в последние годы проходило обучение от 11 до 12 тысяч слушателей за год: через год-полтора база таких примеров была сформулирована в достаточном объеме.

Зачастую у слушателей уже на руках были экзаменационные билеты с прошлых занятий или от предыдущих групп, а программа, как правило, содержала более широкий спектр вопросов, чем указано в билетах. И этот прием применим только в случае хорошего знания материала всей темы. Андрагогика предполагает, что обучающиеся, на основании своего жизненного опыта, должны непосредственно участвовать в формировании программ обучения. Но, зачастую, они не осознают необходимого объема материала для освоения.

Фотография с занятий в Центре подготовки кадров

Если в течение 5-10 первых минут ты чувствуешь полное отсутствие интереса аудитории. В таких случаях: я останавливался и прямо задавал вопрос: «Я вижу, что вам это неинтересно. Почему? И что вам будет интересно?». Как правило, следовал один ответ: «Вы нам тут перечислили столько тем, а у нас в билетах всего 2 вопроса (ну, или 3-4) по теме ваших занятий».

Второй прием заключался в следующем. Я просил назвать эти вопросы (хотя их хорошо знал) и говорил следующее: «Так, договорились: все лишнее выбрасываем и подробно разбираем только те вопросы которые есть у вас в билетах.» Таким образом: слушатели осознавали, что они участвуют в формировании программы обучения, что они могут влиять на процесс, перестраивать программу под свои запросы и это в какой-то мере влияло на появление интереса к обучению. Тем более, когда я действительно начинал сразу с вопросов указанных в билетах.

Но они не сразу осознавали, а зачастую и до конца занятий не осознавали, что под необходимость изучения данного вопроса, указанного в билете, подводилась потребность в знаниях других тем, и они постепенно рассматривались. Однако, это не мешало поддерживать интерес к обучению.

Правда, иногда, в конце занятий мне говорили: «А Вы хитрый, Петр Викторович, Вы все равно рассказали нам все темы, которые озвучили в начале занятий.»

Но ведь этот прием действительно способствовал лучшему усвоению знаний. Иногда, когда слушателям было необходимо получить ответ, я это им прямо и говорил. Но, в большинстве случаев, разводил руками и говорил примерно следующее: «Но ведь мы же с вами договорились, что подробно разберем вопросы из билетов. Я вам рассказал что-то лишнее?». Ответ был, практически, всегда один: «Мы просто не знали, что это тоже относится к вопросу билета.»

Фотография с занятий в Центре подготовки кадров.

Таким образом, всего два этих приема основанных на принципах андрагогики, позволяли мне поддерживать интерес слушателей и как результат повышать эффективность обучения. Правда, в первом случае необходима определенная подготовка, которая в последующем сводится только к шпаргалке примеров по конкретной профессии. А во втором случае необходимо хорошее знание материала всей темы, чтобы перестраиваясь на ходу не упустить ничего важного.

Ну и, в заключение, хотелось сделать одну ремарку: двух этих приемов мне практически всегда было достаточно на курсах подготовки и переподготовки рабочих кадров. А вот на курсах для инженерно-технических работников (ИТР) этот арсенал андрагогических приемов приходилось все время модифицировать. Но, это тема отдельной статьи, и мы вероятнее всего вернемся к ней чуть позже.

С уважением, П.В.Дергунов.

По приведенной ниже ссылке, Вы можете бесплатно скачать со страницы автора книгу «Работа с подсознанием». Скачать: https://bit.ly/2KrYffA

После скачивания, Вы бесплатно получите от автора еще 30 полезных материалов по данному направлению, а также сможете выбрать другие бесплатные или платные продукты этого автора.

Большое спасибо, если Вы найдете что-то полезное в данной статье и поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями в соцсетях:

Обновлено: 17.04.2019 — 13:09

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *