Как учатся взрослые люди?

Андрагогика – очень серьезная наука. Но чтобы не было так скучно, сначала приведу вам старый анекдот, к которому мы еще вернемся в конце статьи:

« Папа устроил сына на курсы вождения автомобиля и купил ему автомобиль. Через некоторое время, после окончания курсов, сын предлагает папе покататься по городу – показать, как он водит автомобиль. Сажает его рядом с собой и полчаса катает по городу. Хорошо водит, ничего не нарушает. После возвращения во двор между ними происходит такой диалог:

— Ну что, пап, как я вожу?

— Слушай, а ты видел пару кварталлов назад, справа по тротуару шла такая блондинка – ммм!

— Пап, какая блондинка? Тут светофоры, знаки, да еще рулить надо.

— Значит еще плохо водишь.»

В предыдущей статье из данной рубрики я уже говорил, что на некотором этапе, в основном этот переход осуществляется уже в старших классах средней школы, мотивационные методы педагогики перестают действовать. И принципы андрагогики дают лучшие результаты. Дело в том, что взрослые люди, имеющие определенный опыт за плечами, не реагируют на реплики типа: «Посмотрите, послушайте – это вам пригодится в будущем». В силу своего жизненного опыта, они уже «заранее знают», что им пригодится, а что нет. Я не случайно поставил выражение «зарание знают» в кавычки. На самом деле эта уверенность появляется в силу предыдущего опыта, именно предыдущего. Зачастую они просто не осознают, что эти знания могут им понадобиться, потому что раньше они свободно обходились без них. Так вот, андрагогика учитывает данную позицию и предлагает несколько иной подход к мотивации взрослых на обучение.

Достаточно наглядным примером для продолжения данной темы является, так называемая «лестница компетенций».

Если Вы посмотрите на данную картинку, то поймете, что первый этап для результатаивного обучения взрослых – осознанная некомпетентность. Именно этот этап самый важный. Обязательно надо довести до сознания обучаемых взрослых, чтобы они осознали, что это им «необходимо», но они в этом совершенно «некомпетентны». Формула: «необходимо — некомпетентен» должна быть ими осознана. Мы должны перевести их со ступени неосознанной некомпетенции на ступень осознанной некомпетенции. Они должны твердо понять, что они этого не знают, но это им необходимо. Только после этого вы можете рассчитывать на результативность вашего обучения. Только после этого вы можете расчитывать, что взрослый обучаемый захочет приобрести эти знания, и процесс передачи знаний значительно упрощается.

Далее, посмотрите на картинку, мы передаем эти знания, обучающиеся их осознанно усваивают, но они переходят только на этап осознанного знания. Они получили эти знания, они осознают, что обладают данными знаниями, но на этом процесс обучения не заканчивается. На данном этапе они каждое свое действие пропускают через головной мозг, контролируют соответствие своих действий своим знаниям. Это уже хорошо, но мозг перегружен.

Положительным результат обучения можно считать только тогда, когда полученные знания переходят на этап неосознанного знания, когда результаты обучения превращаются в навыки. Когда использование этих знаний становится автоматическим, неосознанным, не перегружая мозг. Вероятнее всего этот этап будет самым продолжительным, но только после перехода на четвертую ступень можно расчитывать на результативность обучения, на отдачу от обучения.

В принципе данная модель недалеко уходит от педагогической модели «Знания-Умения-Навыки» (ЗУН), но в данном случае, с обучением взрослых, присутствует еще одна ступень – 1-я, -мотивация. И если Вы не сможете грамотно и компетентно перевести обучаемых со ступени «неосознанного незнания» на ступень «осознанного незнания», на результативность обучения можете не расчитывать.

Теперь вернемся к началу нашей статьи. Вполне понятно что, до того как папа купил автомобиль своему сыну – сын не осознавал сколько ему еще нужно узнать до того как самостоятельно сесть за руль. На курсах ему дали это понять и он успешно получил все необходимые знания, и даже определенный объем практики по вождению. Он успешно сдал на «права». Но как Вы думаете, на какой ступени обучения он находился, когда состоялся этот диалог с отцом? Я думаю, никто не будет возражать, что на третьей. На последней, четвертой ступени, он не стал бы ссылаться на светофоры, знаки и наверняка бы обратил внимание на эту блондинку, потому что его мозг не был бы занят тем какую передачу включить, что нужно сделать, чтобы повернуть, дорожные знаки фиксировались бы автоматически без загрузки мозга.   Это я говорю как водитель с почти 40-м стажем.

А теперь чтобы усвоить суть данной статьи, — перечитайте ее, пожалуйста,  без первых двух и последник двуз абзацев.

С уважением, Дергунов Петр Викторович.

Большое спасибо, если Вы найдете что-то полезное в данной статье и поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями в соцсетях:

Обновлено: 11.05.2019 — 15:42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *