Немного о том: а нужна ли андрагогика?

Немного предистории. После 12 лет работы директором общеоразовательной школы мне предложили поработать  директором центра подготовки кадров на крупном химическом предприятии. Т.к. у меня физико-математическое образование, я паралельно основным обязанностям еще читал теоретические блоки программ повышения квалификации рабочих и ИТР, такие как теоретические основы теплотехники и термодинамики, теоретические основы электротехники и т.п.

Несмотря на то, что в школе я преподавал в основном в старших классах, в возрастных группах обучения персонала предприятия сразу  что-то шло не так. Нет, конечно, многие преподаватели проводили свои занятия и спокойно уходили. Но меня это задело. Ведь до этого я трижды подтверждал в ГЭК звание учителя высшей категории. Однако, те методики, которые давали хорошие результаты в школе абсолютно не работали в данных коллективах. И вот в поисках решения данной проблемы, я обнаружил в сети несколько учебников по андрагогике. Меня это заинтересовало, т.к. до этого я даже не знал, что существует отдельная наука об обучении взрослых.

Внимательно изучив данные труды и постепенно начиная использовать какие-то из описанных там методик и приемов, я начал понимать, что взрослые – это те же дети. Их можно также увлечь обучением. Иногда они становятся даже более азартными и жаждущими получения знаний, чем дети. Но подходить к мотивации обучения взрослых нужно совсем с другой стороны и об этом нам ничего не говорили даже в педагогическом институте.

Постепенно, набивая руку на андрагогических подходах к мотивации обучения, я понял, что на моих занятиях у взрослых дядей, в возрасте от 30-ти до 60-ти, начинаю блестеть глаза и мои заиятия практически никто не пропускал, в отличие от других преподавателей.

Спустя несколько лет, в рамках профориентационной работы, мне пришлось проводить урок физики в одной из городских школ, причем сразу для двух одиннадцатых классов. Естественно, что, чтобы не было беспорядка, директор школы посадила в класс еще несколько учителей. Но все произошло гораздо лучше, чем они ожидали. Работали с азартом практически все 50 с лишним учащихся. Не было абсолютно  никакого постороннего шума и ненужного поведения.

После окончания урока, последней из присутствующих учителей ко мне подошла их учитель физики и с некоторой долей обиды спросила: «Единственное, чего я не поняла: почему на Ваших занятиях активнее всего работали те, кто у меня совсем ничего не делает?».

Это всего лишь два примера, были и другие, говорящие в пользу того, что с некоторого возраста, а этот возраст начинается уже в старших классах, принципы андрагогики мотивируют на обучение гораздо сильнее принципов и методов педагогики.

Но о них мы поговорим чуть позже – в следующих статьях данной рубрики.

Большое спасибо, если Вы найдете что-то полезное в данной статье и поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями в соцсетях:

Обновлено: 11.05.2019 — 15:44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *